Финансово-экономический консалтинг и правовые отношения в кластере СНГ
             Az | Ru | En |
          
 
   

Анатомический театр.

АНАТОМИЧЕСКИЙ ТЕАТР (от лат. theatrum anatomicum) - в совр. употреблении - помещение для вскрытия трупов в мед. учреждениях, обычно в учебных целях. Исторически - специфич. явление культуры эпохи барокко: воплощение идеи vanitas в максимально соответствующих ей мат-ле и формах. Впервые появились в Италии в 15-16 вв., старейший постоянный А. Т. - Падуя, 1594. Первое знакомство русских с А. Т. состоялось во время "Великого посольства" Петра I в Голландию в Лейдене в 1698. Церемонии "анатомии" проводились как публичное действо, сопровождаемое музыкой. Помещение А. Т. представляло собою амфитеатр, в центре сцены находился стол для анатомирования, анатомы были в парадных одеяниях (эта традиция дожила до сер. 19 в.). Профессор зачитывал тексты Галена и Авиценны, а вскрывал трупы служитель или цирюльник. Зрителями были аристократы и др. уважаемые люди. В 1706 при вновь открытом Моск. госпитале по именному указу устроен первый рус. А. Т., в к-ром Петр I "сам при разнятии мертвых тел многократно присутствовал". В СПб. в здании Кунсткамеры (проект 1718) для А. Т. предназначался центральный круглый зал на 1-м этаже, куда вело высокое крыльцо гл. входа. В зале 4 секторами по окружности располагались скамьи для зрителей. Здесь иноземные анатомы разнимали тела нищих и преступников, умерших "монстров", содержавшихся в Кунсткамере, редких животных из Зоологич. сада - напр., льва. Театр функционировал лишь 19 лет: с открытия Кунсткамеры в 1728 до пожара здания в 1747. Позднее он представлял "анатомии" в разл. зданиях и постепенно прекратил свое существование. Зал А. Т. в Кунсткамере был по периметру оформлен препаратами анатомич. коллекций Ф. Рюйша. Это заспиртованные человеч. эмбрионы, младенцы и части тел, помещенные в живописных позах, с кружевными манжетами, воротниками и т. п.; скульптурные композиции из скелетов и засушенных внутр. органов, напр. дет. скелет, вытирающий слезы пустой глазницы кружевным платочком из засушенного легкого. Изготовление таких препаратов требовало как худож. вкуса, так и особых технологий, позволяющих веками сохранять останки и даже впечатление их свежести. Органы высушивали на воздухе, или смазывали древесным уксусом, или покрывали прозрачным лаком. Препараты сохраняли в растворе винного спирта, сулемы и т. д. Глаза нерожденных младенцев - искусственные, но создающие иллюзию натуральности. Голландец Ф. Рюйш, проживший б. 90 лет и трудившийся до последнего своего часа, - самый выдающийся среди анатомов, делавших эти препараты. Он был поэтом, художником, философом, его композиции представляли собой своего рода эмблемы, сопровождаясь латинскими девизами. Он открыл способ делать инъекции красящего вещества в сосуды; при этом, если ответвления сосудов мешали худож. композиции, Рюйш удалял их. Его огромную коллекцию и рецепты приготовления инъекционных масс купил в 1716 Петр I, заплатив цену, равную годовому доходу среднего нем. княжества. Коллекция была помещена в петерб. Кунсткамере, где и поныне находится 935 экспонатов (кроме Кунсткамеры, 20 препаратов - в анатом. коллекции Военно-Мед. академии, и несколько в Казанском мед. ин-те). Коллекция Рюйша размещалась, кроме зала А. Т., в др. помещениях Кунсткамеры. Воплощала также барочную идею varientas, включая бабочек, птиц, экзотич. животных - высушенных, бальзамированных, заспиртованных. Их дополняли цветы, жемчуга, бабочки-поденки - символы vanitas. Т. к. на пути в Россию почти все анатомо-поэтич. композиции разрушились, их "убирание" возлагалось на художницу Марию-Доротею Гзелль, жену художника Гзелля, к-рая золотила клешни крабов, делала подставки из бархата, оформляла кружевами младенч. ручки и ножки и т. п.

Тогда же родился жанр иллюстрированных "Анатомий" с гравированными композициями, изображающими скульптуры из анатомированных органов типа вышеописанных - как реально виденные, так и порожденные воображением художников. Крупнейшее в России собрание "Анатомий" находится в Централ. Военно-Морской б-ке (СПб.).

Несмотря на явный интерес Петра I - истинного человека барокко, однажды демонстрировавшего публике устройство организма на только что отрубленной голове его бывшей возлюбленной Марии Гамильтон, А. Т. и коллекции не получили широкого распространения в России, выполняя более учебные, нежели общекультурные функции. К феномену А. Т. типологически близки в эту эпоху публичные казни (особ. испанские auto de fé - "действо веры"). Очень частые в России в период раннего барокко (весь 17 в. царствования Петра I, в т. ч. знаменитая Стрелецкая казнь, и Анны I), они прекратились с воцарением Елизаветы I, отменившей смертную казнь (была восстановлена 120 лет спустя). Театрализация, отражающая единство практического и культурного, проявлялась не только в публичном анатомировании мертвых тел, но и в хирургии: вплоть до открытия антисептики хирурги нередко оперировали в парадных костюмах, превращая операцию в комментированное зрелище для избр. публики.

 Другие термины и определения

Павленко Ник. Карпович. ПАВЛЕНКО Ник. Карпович (род. 1943) - артист цирка, дрессировщик. Был рабочим по уходу за животными, дрессировщиком, по окончании Моск. зоотехнич. ин-та - дир. зооцирка. В 1986 выступил с номером "Борьба с ягуаром". С 1973, приняв группу животных изв. артиста А. Н. Александрова-Федотова, демонстрирует аттракцион с тиграми. Одноврем....
Идолище. ИДОЛИЩЕ - былинный персонаж. Мифол. по своим истокам антропоморфное чудовище ("семисаженное, голова... как пивной котел, между глаз калена стрела") выступает в былинах в роли иноземного насильника, предводителя татарских сил. Хозяйничает в Киеве/Царьграде, царь Владимир (царь Константин) ему прислуживает. Освобождение города от...
Источниковедение. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ - науч. дисциплина, изучающая вопросы теории и практики выявления, изуч. и использования ист. источников. И. как раздел ист. науки имеет особое значение для последней, поскольку, в отличие от большинства естеств. и мн. гуманитарных наук, история изучает конкретные события и явления, к-рые невозможно исследовать опытным путем....
Хроника Архив    
09.06.2007
Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью
Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности. С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.

Подробности
17.03.2007
Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие
Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.

Подробности
13.01.2007
Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям
РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.

Подробности
04.11.2006
Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами
Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.

Подробности
    © 2006 — 2007, Финансово-экономический консалтинг в кластере СНГ Supported by «Marco Computer Technologies» Дизайн разработан компанией MEQA