Венчание.
ВЕНЧАНИЕ - церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы, относящиеся к В. (не предписанные, но и не возбраняемые церковью). В. предшествует церк. оглашение (т. е. публичное объявление в церкви о намерении таких-то вступить в брак). Смысл этого акта состоял в том, что если кто-то знает о к.-л. препятствиях к этому (слишком близкое родство жениха и невесты и др.), он должен вовремя заявить об этом. Осн. моменты В.: изъявление молодыми согласия на брак, обет брачующихся, обмен кольцами, обвод вокруг аналоя (ср. пословицу о незаконном, т. е. невенчанном, браке "Вокруг куста или вокруг сосны венчались"), благословение брака священником. Кроме молитвословий при бракосочетании читаются отрывки из Евангелия и Апостола: Ин. 2, 1-11 (брак в Кане Галилейской - Своим присутствием и свершенным там чудом Иисус благословил сам ин-т брака) и Посл. апостола Павла к Ефесянам, 5, 20-33 (христ. учение о браке). В. обычно совершается одновременно с фольклорным свадебным обрядом, т. е. в свадебный день перед окончательным увозом невесты или во время этого увоза (т. е. из дома невесты поезд направляется в церковь, а оттуда - в дом жениха, это наиболее частый тип), но иногда, если церковь далеко от деревни (деревень) новобрачных, оно может откладываться, иногда на неск. мес.). У старообрядцев-беспоповцев (признающих брак) В. заменяется благословением брака в молитв. доме, хотя чин бракосочетания восходит к цер. чину В. В этой связи происходила глубокая полемика и размежевание согласий, признающих и не признающих брак. Суть полемики состояла в том, что у беспоповцев нет священства, поэтому необходимо решить, какие таинства может совершать мирянин, т. е. простой человек, лишенный благодати. Все соглашались на том, что таинство крещения мирянин может совершать, и на том, что таинство пресуществления (причастия) может совершать только священник (соответственно, законный брак в беспоповстве невозможен и является блудом, даже если санкционирован фольклорным ритуалом), другие утверждали, что таинство свершается в сердцах врачующихся (т. е. по существу его совершает Бог), а священник и Церковь только благословляют брак, благословлять же может и мирянин. Расхождения были столь значительны, что первый официальный собор старообрядцев в 1906 назывался "Собором старообрядцев-беспоповцев, признающих брак".
Важность обряда В. и символики венца видны, в частности, из того факта, что в др.-рус. обрядности, по нек-рым сведениям, при втором браке, т. е. браке вдовца или вдовы, венок надевали не на голову второбрачному, а на плечо; при этом подчеркивалось, что "переходный" обряд, при к-ром жених уподобляется царю, может совершаться лишь единожды в жизни.
Тем же термином "В." обозначалась царская (ранее - княжеская) коронация (венчание на царство) (поэтому в церк. терминологии предпочитаются более точные обозначения: браковенчание или бракосочетание). Сама ассоциация с царским ритуалом несомненно была важна для осмысления обряда В. Ср. показательный пример: уже в литературе 20 в. (об итальянском кардинале) "четыре каноника несли его шлейф, как это бывает с царями во время венчания или очень знатными дамами - тоже во время венчания" (В. В. Розанов).